Меню сайта Рубрики

Экспорт и импорт сои

 

За последние 23 года мировое производство и продажа сои претерпели значительные изменения, обусловленные ростом спроса на соевый шрот, который составляет 65 % кормов для животных. До 1985 года лидером по производству и экспорту сои были США. Однако в настоящее время совместные показатели производства сои в Бразилии и Аргентине превосходят показатели США. Растущая экономика Китая, Индии и других развивающихся стран резко повысила спрос на продукты животноводства, что, в свою очередь, определило повышение спроса на соевый шрот. Соя также играет ключевую роль в формирующемся секторе биотоплива. Бразилия и Аргентина производят биодизельное топливо и получают соответственно 66 % и 100 % сырьевого материала из сои.

Что касается торговли, то в 2000 году страны с высоким уровнем дохода обеспечили 46 % совокупного спроса (165 млн. т) на сою, 90 % из которого предназначались для непродовольственного использования – в основном для кормов животным, а в последнее время и для производства биотоплива. Ведущим импортером соевых продуктов стал Европейский Союз (ЕС). Тем не менее в 2002 году стоимостный объем импорта Китая превысил показатели ЕС, и, таким образом, Китай стал ведущим мировым импортером сои. Это случилось после упразднения в Китае торговых ограничений и присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) в 2002 году. Эти быстрые изменения в производстве и торговле соей вызвали повышенный интерес к побудившим их причинам и прогнозирование будущих сценариев.

Основные объекты торговли – это три соевых продукта (семена, шрот и масло). Вместе эти три продукта являются наиболее важной экспортной продукцией сельского хозяйства Бразилии и составили 8 % от общего объема экспорта Бразилии в 2006 г. Производя около 80 % мировой сои, Бразилия, США и Аргентина (в таком порядке) также являются тремя основными экспортерами на международных рынках шрота. В последние годы на эти страны приходится около 85 % мировой торговли соевым шротом и, по прогнозам, в будущем эта доля возрастет до более чем 90 %. В то время как в США преобладает экспорт соевых семян, Аргентина является основным экспортером соевого шрота и масла. За ней следуют Бразилия и США. Основными странами и регионами-импортерами сои являются Индия, Германия, Индонезия, Япония, Мексика, Нидерланды, Южная Корея, Испания, Таиланд, Северная Африка, Ближний Восток, Центральная Америка и Карибский бассейн.

Ведущим импортером соевого шрота в мире остается ЕС, поскольку импортные цены на шрот, по сравнению с ценами на соевые семена, оказывают влияние на объемы переработки сои, сокращая импорт семян в пользу импорта соевого шрота. Тем не менее ожидается, что увеличение доли зернового и рапсового (виды Brassica) шрота в корме для скота будет способствовать замедлению роста импорта соевого шрота и соевых семян в ЕС. Важными рынками соевого шрота являются Латинская Америка, Северная Африка, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и страны бывшего Советского Союза.

Соя – постоянно в центре внимания

В наши дни соя постоянно находится в центре внимания как культура, находящаяся на пике развития в Бразилии, эквивалентная экспортная стоимость которой в 2004 году составила 10 млрд. долл., США (более 10 % от общего объема бразильского экспорта). В 2014 году Бразилия была одним из крупнейших экспортеров и производителей сои (табл. 1). Три четверти всей произведенной сои в Бразилии идет на экспорт, в основном в Китай и ЕС.

Глобальный импорт сои

Глобальный импорт сои быстро растет. Рост спроса на сою наблюдается в Азии. Повышению спроса (с девятикратным увеличением объема импорта сои в течение 10 лет, с 1994 по 2004 год) в значительной степени способствовал Китай, внутреннее производство сои в котором очень невелико. Рост спроса также спровоцировало вступление Китая в ВТО в 2002 году, которое привело к установлению предельных тарифов и, в свою очередь, дало толчок к развитию торговли. Растущий глобальный спрос на сою покрывается за счет сильной ответной реакции со стороны предложения от Бразилии и Аргентины. Ожидается, что в ближайшие десятилетия количество возделываемой в Бразилии сои увеличится, главным образом, в ответ на растущий спрос в Азии. Согласно статистическим данным по стране, в 2004 году производство сои в Бразилии составляло более 50 млн. т. – в два раза больше, чем было реализовано в 1997 году. Увеличение посевных площадей и рост производства были особенно заметны в 2001–2005 гг., после благоприятной девальвации бразильской валюты. Экспорт сои в 2004 году принес Бразилии более 10 млрд. долл. США – против 4,2 млрд. долл, в 2000 году.

Таблица 1

Мировое производство сои в 2014 году

Страна Объем производства, млн. т Доля, %
  США 108,0 34,30
  Бразилия 94,5 30,00
  Аргентина 56,0 17,80
  Китай 12,4 3,90
  Индия 10,5 3,30
  Парагвай 8,5 2,71
  Канада 6,1 1,93
  Украина 3,9 1,24
  Другие 15,2 4,82
  В мире 315,1 100

 Спрос на соевое масло растет почти во всех странах и регионах, за исключением стран бывшего Советского Союза. Странами с наибольшей прогнозируемым ростом спроса являются Китай и Индия. В Китае растущий спрос на высококачественные растительные масла опережает внутреннее производство масла и топлива, способствуя повышению импорта соевого масла. Конкуренция за посевные площади с другими культурами ограничивает возделывание масличных культур в Китае. В Индии относительно низкие тарифы на соевое масло (сдерживаемые нормами ВТО) по сравнению с тарифами на другие растительные масла, будут способствовать длительному и стабильному импорту соевого масла. На Индию приходится все большая доля мирового импорта соевого масла из-за растущего внутреннего спроса на растительные масла и ограниченного внутреннего производства масличных культур. Низкая урожайность, связанная с неустойчивыми богарными условиями возделывания и низким уровнем затрат, ограничивает производство масличных культур в Индии. В Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке (в частности, в Центральной Америке и странах Карибского бассейна) прибыль от импорта соевого масла обусловлена ростом доходов и численности населения.

Глобальный экспорт соевых семян и масла

В период с 1990 по 2007 год лидерами мирового экспорта сои были три страны (США, Бразилия и Аргентина), которые в настоящее время осуществляют более 80 % мирового экспорта сои. Согласно прогнозам, в 2014–2016 гг. доля экспорта сои этих трех стран возрастет до более чем 90 %. Благодаря постоянному увеличению посевных площадей Бразилия сохраняет свои позиции ведущего мирового экспортера сои и соевых продуктов в перспективе.

Аргентина является ведущим экспортером соевого масла, что не удивительно при ее больших мощностях по переработке соевых семян, небольшом внутреннем рынке соевого масла и структуре экспортного налога, которая способствует экспорту продукции, а не соевых семян. Увеличение объемов переработки семян и экспорта соевого масла поддерживается доходами, которые приносят аргентинскому производству сои обширное возделывание совместных посевов, дальнейшая ориентация на севооборот культура–пастбище и расширение посевных площадей за счет земель в северо-западной части страны. Расширение производства сои в Бразилии за счет новых площадей позволяет этой стране увеличить как объем экспорта соевого масла, так и свою долю в мировой торговле. По прогнозам, сильный упор на экспорт соевых продуктов позволит сдвинуть совокупную долю Аргентины и Бразилии в мировом экспорте соевого масла с 80 % в 2004 году до около 86 % в 2014 году. Третьим по величине мировым экспортером соевого масла после Аргентины и Бразилии остаются США. Однако доля США в мировой торговле соевым маслом имеет тенденцию к снижению до менее чем 5 % к 2014 году. Аналогичным образом ЕС так и остается слабым экспортером соевого масла.

Глобальные тенденции в экспорте и импорте сои

С начала 1990-х годов наблюдается неослабевающий рост мировой торговли соевыми семенами и продуктами, доля которых на рынке даже превысила долю пшеницы – традиционного лидера в сельскохозяйственной торговле сырьевыми товарами. Объемы мировой торговли соевыми семенами растут в среднем на 3,8 % по сравнению с 2,9 % для соевого масла и 2,3 % для соевого шрота.

После Второй мировой войны лидирующие позиции в соевой промышленности занимали США, за которыми следовала Канада. Соя стала глобально значимой культурой вскоре после Второй мировой войны, когда США сделали соевый экспорт частью своего плана помощи в восстановлении Европы. Это позволило США установить доминирующее положение на рынке этого нового товара широкого потребления и руководить мировыми рынками сои в течение двух десятилетий в качестве единственного экспортера этой культуры. Уже в 1970 году на США приходилось две трети из 44 млн. тонн мировой сои. Вторым по величине производителем была Канада, за которой следовал ряд европейских стран.

Бразилия присоединилась к соевой промышленности в начале XX века. Первоначально возделывание культуры концентрировалось на семейных фермах, а объемы производства удовлетворяли потребности внутреннего рынка. Коммерческое производство началось в 1960-х годах, и к 1976 году Бразилия получила значительную долю (16 %) мирового рынка. После непродолжительного снижения производства сои в Бразилии в 1980-х годах последовал резкий рост. Боливия начала возделывать сою в 1950-х годах, и с тех пор производство сои в этой стране неуклонно росло, набирая обороты в начале 1990-х годов. С 1985 по 1995 год посевные площади были увеличены почти в шесть раз, при этом объем экспорта возрос с 20 млн. долл., до 143 млн. долл. Как и в других странах региона, соевый бум в Боливии совпал с либерализацией торговли.

Рост доходов оказал различное влияние на потребление традиционных соевых продуктов (жира и масла), а также продуктов животноводства. Результаты оценки эластичности спроса на некоторые соевые продукты по доходу в Японии показывают, что у мисо эластичность спроса по доходу оказалась негативной – ниже – 1,0 (это означает, что с увеличением дохода на 1 % количество приобретенного продукта уменьшается более чем на 1 %). Эластичность спроса по доходу на соевый соус находится в диапазоне от 0 до –0,5. Диапазон эластичности спроса по доходу для других продуктов был оценен от 0 до +0,5 для тофу, от +0,5 до +1 для сои в целом и более +1 для жиров, масел и продуктов животноводства. Эти данные показывают, что по мере увеличения дохода японских потребителей, потребление традиционных соевых продуктов уменьшается, в то время как потребление жиров, переработанных масел и продуктов животноводства увеличивается более быстрыми темпами, чем уровень доходов.

Иногда покупатели отдают предпочтение сое из конкретных мест или стран. Например, в 1930-х годах некоторые европейские заводы предпочитали американскую сою маньчжурской. Как правило, импорт соевого масла значительно превышает импорт соевых семян или других соевых продуктов. Чтобы гарантировать бесперебойные поставки в 1950-х, Япония также продолжила импортировать большую часть сои из США, вместо того, чтобы обратиться к такому потенциальному в то время источнику, как материковый Китай. По большей части внутреннее потребление соевого масла осуществлялось в форме пищевых продуктов, таких как кулинарный жир и салатные масла, а большинство используемого на внутреннем рынке соевого шрота имело вид составляющей высокобелковых кормовых рационов для скота и птицы.

Резкий рост бразильского производства сои и экспорта соевых семян и соевых продуктов Бразилией в течение 1973–1983 годов ослабил доминирующие позиции США на мировом рынке в середине 1980-х годов. Объемы производства сои в Бразилии выросли от менее 1 % в начале 1960-х до более 24 % от общего мирового производства. В Бразилии соя вытеснила прочие сельскохозяйственные культуры.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *