Меню сайта Рубрики

Происхождение и история сои

 

Содержание белка в семенах сои (Glycine max (L.) Merrill), составляет около 40 %, а содержание масла – около 20 %. Эта культура отличается высоким содержанием белка и самым высоким валовым объемом производства растительного масла среди сельскохозяйственных культур во всем мире. В 2007 году общая посевная площадь сои в мире составила 90,19 млн. га, а общий объем производства равнялся 220,5 млн. тонн.

Возделывать сою начали в Китае. В первой половине XX века эта страна считалась крупнейшим в мире производителем и экспортером сои. С 1950 года производство сои начало быстро развиваться в США, и в настоящее время США является крупнейшей страной-производителем сои. В 1970-х годах возделывание сои широко распространилось в Бразилии, и сейчас эта страна занимает второе место по производству сои. Затем производство сои стало стремительно развиваться в Аргентине – стране, которая занимает третье место среди крупнейших производителей сои. Эти страны являются не только крупными производителями, но и экспортерами сои. Сейчас производство сои стремительно развивается в Индии, и площадь ее возделывания в этой стране уже примерно такая же, как и в Китае, но выход урожая с единицы площади все еще остается относительно низким.

Посевная площадь сои в Китае в 2007 году составила 8,90 млн. га, общий объем производства равнялся 13,80 млн. тонн, а урожайность – 1,55 т/га. По сравнению с показателями крупных стран-производителей сои урожайность сои в Китае, несомненно, низкая. Основными причинами этого является то, что фермеры возделывают в довольно небольших объемах и вследствие этого до сих пор не переняли передовых агротехнических методов ее возделывания. Наряду с экономическими изменениями и улучшениями, в жизни народа в Китае быстро растет спрос на сою, и отечественное агропроизводство еже не может его удовлетворить. Китай начал импортировать сою в 1996 году и в настоящее время является крупнейшим импортером этой сельхозкультуры.

Китайцы издавна употребляют сою в пищу. Традиционные соевые продукты, такие как соевый творог (тофу), соевое молоко, сухие роллы из соевого молока, соевый соус и так далее, являются любимой едой китайского народа. Спрос на соевые продукты и количество продукции из переработанной сои постоянно увеличивается. Сырьем, используемым для производства соевых продуктов, является выращенная в Китае генетически немодифицированная соя. Большая часть импортируемой сои является генетически модифицированной и используется для производства масла. Рафинированное масло используется в качестве пищевого, а соевый жмых идет на корм животным.

В связи с тем, что Китай имеет большой опыт в возделывании сои и богатый ассортимент соевой зародышевой плазмы, созданной в процессе длительного естественного и искусственного отбора, он обладает богатой базой для создания новых сортов. Китай добился значительного увеличения урожайности существующих сортов сои, и агротехника возделывания высоких урожев культуры продолжает совершенствоваться. Однако существует еще большой потенциал для дальнейшего повышения урожайности сои.

Доказательства происхождения сои из Китая

В целом ученые согласны с тем, что впервые сою начали возделывать в Китае. Во-первых, именно в Китае произрастает однолетняя дикая соя (G. Soya), родственный предок современной культурной сои (G. шах). Распространение G. soya ограничено Китаем, Японией, Кореей и дальневосточной частью России, но в Китае ее распространение является самым обширным, количество-наибольшим, а разнообразие видов – самый богатым. Во-вторых, Китаю принадлежат самые ранние письменные упоминания о возделывании сои. Согласно этим историческим записям, Желтый император Сюаньюаиь Хуанли около 4500 лет назад изучал климатические изменения четырех сезонов и возделывал пять видов сельскохозяйственных культур: просо противоядное (Panicum antidotale), просо обыкновенное (Р. milliaceum), бобы, пшеницу (Triticum aestivum) и рис (Oryza sativa). Китайские иероглифы «Шу» (соя) можно найти во многих древних китайских книгах. Слово, означающее название сои. встречается в надписях, обнаруженных во время раскопок захоронений времен династий Инь и Шан (3700 лет назад). В-третьих, соя была обнаружена при раскопках. Так, ее семена были найдены во время раскопок 2600-летнего поселения Дахаймэн уезда Юнцзи провинции Цзилинь. Семена сои также были найдены на раскопках стоянки первобытного общества в селении Дамудан Тун уезда Нингань провинции Хэйлунцзян (3000 лет назад). На стоянке восточной династии Чжоу в селении Ниукун, город Хоума, провинция Шаньси, семена сои были извлечены из погреба для хранения продуктов. С помощью радиоуглеродного анализа удалось определить их возраст – 2590 лет. Эти семена сои желтого цвета хранятся теперь в Пекинском музее естествознания. Семена сои также были извлечены из гробницы династии Шаогоу Хань в городе Лоян, провинция Хэнань, из гробницы династии Мавандуй Хань в городе Чанша, провинция Хунань, а также из гробницы № 168 династии Хань в горе Фэнхуаншань, что в уезде Цзяньлин провинции Хубэй. Наконец, соевые бобы, возделываемые в разных странах мира, были прямо или косвенно доставлены из Китая. Произношение слова «соя» во многих странах напоминает произношение китайского слова «шу». Например, в Англии оно произносится «soya», в США – «sоу», в Украине, России – «соя».

Хотя традиция возделывать сою, скорее всего, возникла в Китае, мнения ученых о первоначальных территориях «одомашнивания» сои расходятся. Доказательства каждой теории о происхождении обобщены и рассмотрены ниже.

Теория возникновения сои на северо-востоке Китая

Японский ученый Фукуда (1933) считал, что соя происходит с северо-востока Китая. Он основывался на тех наблюдениях, что полудикая соя широко распространена в северо-восточном Китае, но не в других его провинциях, что в этом регионе есть много сортов сои и многие из них обладают оригинальными характеристиками. Кроме того, в древней китайской прозе Гуаньцзы-Цзепянь была найдена запись о том как Ци Хуанун получил «шу» (сою) из Шанжуня, когда послал карательную экспедицию против шанжуньского народа в северную часть своего государства, и с тех пор соя получила широкое распространение. Исходя из теории о распространении сои семенами из Шанжуня и принимая во внимание семена сои, извлеченные при раскопках в провинции Цзилинь, Ли (1987,1994) считает, что происхождение сои должно быть ограничено территорией от северо-восточной провинции Хэбэй до юго-восточных районов северо-востока Китая.

Фукуда (1933) заявлял, что широкое распространение полудикой сои на северо-востоке Китая и ее незначительное наличие в других областях вполне могло стать результатом различий в усилиях по изучению и сбору материалов. В самом деле, большое количество зародышевой плазмы маленьких, черных соевых бобов имеет «примитивные» признаки которые широко распространены в нижнем и среднем участках Желтой реки, особенно в Северном Шэнси и провинциях Северного Шаньси. Таким образом, ареал их распространения значительно больше, чем один только северо-восток Китая. Малиао доу и нидоу (G. Max L), которые тесно связаны с полудикой соей, распространены на юге вплоть до долины реки Янцзы. Что касается большого разнообразия сортов сои, то Фукуда отметил что их число в долине реки Янцзы также очень большое и только в провинциях Шанси и Шэньси появилось 3000 образцов источников зародышевой плазмы сои, что гораздо больше, чем на северо-востоке Китая. Наряду с этими сортами сои, высеваемыми весной, количество сортов, предназначенных для летнего сева, в долине реки Янцзы также очень велико.

Как упоминалось выше, Ци Хуанун (685–643 до н.э.), влиятельный лидер феодалов Весеннего и Осеннего периодов (770–476 до н.э.), получил «шу» в Шанжуне. Однако это письменное упоминание о сое на 400 лет «мо­ложе», чем в записях Западной династии Чжоу. Другие письменные упоминания также доказывают, что соя с Шанжуня была распространена во всем древнем Китае, но правдоподобное объяснение заключается в том, что сорт сои с Шанжуня был очень урожайным и отличался хорошей адаптивностью, которая способствовала его широкому распространению.


Теория происхождения сои из района Хуанхэ (Китай)

Среди восьми мировых независимых регионов происхождения основных сельскохозяйственных культур, определенных Н. И. Вавиловым (1928), крупнейший образован центральной частью Китая, горными районами Западного Китая и прилегающими к ним низинными землями. Н. И. Вавилов отметил, что наиболее важными признаками происхождения культурных растений из Китая является большое количество возделываемых культур и трех видов зерновых культур. К самым важным местным видам в регионе с умеренным климатом относятся гречиха (Fagopyrum esculentum), соя и различные зернобобовые культуры. Несколько тысяч генетических типов с явными различиями могут быть отнесены к сое, хурме и цитрусовым. Для Вавилова было очевидным, что соя является видом умеренной климатической зоны и происходит из горных районов центрального и западного Китая, а также прилегающих низинных земель (т.е. средней части Желтой реки).

В книге The Encyclopedia Americana Джонсон (1980) утверждал, что «согласно древним китайским документам, благодаря своей высокой питательной ценности соя широко культивировалась еще задолго до того, как была подробно описана в литературе. Соя считалась важной культурой еще в 2000 году до нашей эры и является одной из пяти культур, составляющих основу китайской цивилизации». Кузин (1976) писал в Большой советской энциклопедии, что «страной происхождения сои является Китай. Сою начали возделывать в Китае 5000 лет назад, а затем эта культура распространилась на юг и юго-восток Азии, а в XVIII веке появилась и в Европе».

Химовиц (1970), ученый из США, считает, что соя происходит из восточной части северного Китая, которую он называет регионом по возделыванию пшеницы озимой (Т. aestivum) и сорго (Sorghum bicolor) (например, низовья Желтой реки). Он считал, что в этом регионе возделывают дикую сою, которую можно увидеть повсюду. Он также провел исследования древнего китайского иероглифа «шу», в котором горизонтальная линия в центре означает землю, вертикальные штрихи над и под ней – стебель и корень сои, а точки символизируют корневые клубеньки. Иероглиф «шу» можно проследить до XI века до нашей эры.

Периоды цветения у дикой и культурной разновидностей сои совпадают в районе 35° северной широты, но при удалении на север или на юг они различаются. Таким образом, 35° северной широты являются отправной точкой в отзывчивости сои на фотопериод, поэтому возможно, что культурные сорта сои были получены из местной дикой сои, растущей в этой зоне. Кроме того, содержание белка в культурной сое близко к его содержанию в дикой разновидности, которая произрастает на 34–35° северной широты. Создается впечатление, что оригинальная культивированная соя произошла от дикой сои из долины Желтой реки.

Ван (1985) изучал происхождение сои, используя древнюю китайскую литературу, надписи, найденные при раскопках захоронений времен династии Шан и т.д., и пришел к выводу, что первым регионом возделывания сои является средняя или нижняя часть Желтой реки. Чан (1989) утверждай, что соя происходит из долины Желтой реки. При этом он основывался на своем исследовании взаимосвязи между возникновением сельского хозяйства и сои, в ходе которого, во время археологических раскопок, он обнаружил семена сои и объединил процесс эволюции культуры с экологией растений и ботаникой. Как профессиональный исследователь истории сельского хозяйства. Го (1993) занимался систематическим сбором литературы, содержащей информацию о роли сои в ранее существовавших китайских династиях, и написал книгу История выращивания сои в Китае. Проанализировав обнаруженные им в древней литературе аргументы, связанные с происхождением сои, он пришел к выводу, что культурная китайская соя происходит из северного Китая, но ее точное происхождение все же остается неизвестным. Го указал несколько возможных мест, в числе которых северо-восток и север Китая, центральная равнина Шэнси и долина Желтой реки. Однако сам ученый считал, что эти аргументы не являются окончательными в выявлении точного происхождения сои и, следовательно, существует необходимость в дальнейших исследованиях.

Взаимосвязь происхождения земледелия и сои является важным аргументом в теории о происхождении сои из долины Желтой реки. Древняя китайская цивилизация, возникшая вдоль средней части этой реки, тесно связана с возникновением и развитием сельского хозяйства в засушливых районах на севере Китая. В эпоху неолита, о чем мы можем судить по возрасту расписной керамики, стоянки обитания человечества были сосредоточены у подножия гор или в лесных массивах возле Желтой реки. На этих территориях обитали культуры Яншао и Банпо, и во время раскопок здесь были обнаружены просо противоядное (Р. antidotale), просо обыкновенное (Р. miliaceum), лубяные культуры (Linum usitatissimum и Cannabis sativa) и другие сухие семена культурных растений. Цивилизация в долине реки Янцзы тесно связана с возникновением и развитием сельского хозяйства, которое основывалось на ирригационной обработке земли. Во время раскопок стоянок культур Хэмуду, Цюйцзялин и других были обнаружены зерна риса. Все эти факты связывают сою сухого возделывания с происхождением богарного земледелия в Северном Китае.

Научные исследования дикой сои в долине Желтой реки выявили в этой области изобилие дикой сои и множество разновидностей ее семян. Во время исследований вдоль Желтой реки в провинции Шаньси была обнаружена крупносеменная дикая соя. Так, например, один образец дикой сои, собранный на берегах Желтой реки в округе Юнцзи, имел следующие характеристики: вес 1000 семян – 40–50 г, четкое разграничение главного стебля и крупные листья. Во время исследований была собрана дикая соя с желтой, зеленой, коричневой и черной, а также с бесцветной семенной оболочкой. Как видим, в этих краях дикая соя претерпела значительные изменения, которые являются необходимым условием для «одомашнивания» дикой сои и превращения ее в культурную.

Теория возникновения сои на юге Китая

Принимая во внимание широкое распространение дикой сои в южной части Китая, разнообразие исходных сортов сои в этом регионе и характер растения короткого светового дня, который считается изначальным физиологическим состоянием сои, Ван (1947) пришел к выводу, что соя может происходить с юга Китая. Проанализировав фотопериод дикой сои в Китае, Ван и др. (1973) обнаружили, что дикая соя в долине реки Янцзы и ее южных регионах обладала наиболее сильно выраженным первоначальным признаком растения короткого светового дня, и пришли к выводу, что центром происхождения сои является юг Китая.

Гай и др. (2000) изучали происхождение и эволюцию сои путем сравнения биологических характеристик. По их мнению, разгадка крылась в получении типичного образца (включая его размер), поскольку именно выбранные характеристики типичного образца должны были отображать весь процесс эволюции. Вследствие этого они считали, что связанные с урожайностью и качеством агрономические признаки, которые являются целью проводимых людьми улучшений и на которые значительным образом влияет текущий процесс искусственного отбора, не могут быть использованы для отслеживания условий в древние времена. В исследовании, сфокусированном на 11 морфологических признаках дикой сои, которые наименее подвержены влиянию искусственного отбора, они сравнили 250 образцов типичной культурной и дикой сои с местными культурными сортами сои, представляющими шесть географических и сезонно-экологических популяций. Они также использовали в исследовании изоферменты и маркеры полиморфизма длины рестрикционных фрагментов (ПДРФ) хлоропласта и митохондриальной ДНК. Результаты показали, что культурная соя южной части Китая, особенно позднеспелые сорта, в генетическом отношении гораздо ближе к дикой сое, чем к культурной сое северо-восточного Китая или региона Хуанхэ. Таким образом, дикая соя на юге Китая может иметь общих предков с культурной соей, из которой в процессе ее распространения на север были получены различные раннеспелые сорта. Дальнейший анализ ботанических особенностей подтвердил генетическую дифференциацию. связанную с географическим регионом источников; кроме того, генетическое разнообразие южно-китайской популяции было выше, чем генетическое разнообразие северной популяции и популяции из региона Хуанхэ вместе взятых.

Теория полигенеза

Люй (1978) выдвинул три аргумента, согласно которым соя могла возникнуть не в одном, а в нескольких регионах. Во-первых, как на юге, так и на севере Китая есть регионы с культурами, отличающимися ранним развитием, поэтому, по его мнению, было вполне естественным, что древние люди, обитавшие в разных областях, использовали в пищу местные сорта дикой сои. Следовательно, не исключено, что они окультурили дикую сою. Во-вторых, есть свидетельства произрастания в одном и том же регионе и дикой, и культурной сои, и оба вида имеют сходство морфологических признаков. В-третьих, характерные признаки сильной и слабой дикой сои короткого дня сделали возможным ее возделывания в разных регионах по всей территории Китая. По мнению Люя. географическое распределение признака короткого светового дня дикой сои указывает на возможность полигенеза культурной сои.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *